Основы теории музыки для полных нулей

В среде гитаристов-любителей бытует мнение, что знать теорию музыки совсем необязательно и даже вредно. И объясняют они это тем, что музыка должна литься “из души” и знание каких-то правил и законов может негативно отразиться на формировании собственного уникального стиля музыканта. Я же считаю, что это в корне неверно. Во-первых, лишние знания еще никому не помешали, а во-вторых, чтобы хоть как-то сносно понимать что играешь, так и так придется знать основы теории музыки. Да и, например, в группе общаться с человеком сразу становится проще.

Звукоряд и музыкальный строй

В этой статье я расскажу о самых-самых основах музыкальной теории, которые должен знать каждый гитарист. В первой части поговорим в целом о звуках и ритмике.

Вся музыка – это последовательность звуков.

Звук – это физическое явление, порождаемое звуковыми волнами. Эти волны могут быть различной частоты. Частота влияет на высоту звука.

Высота звука – характеристика звука, показывающая частоту колебаний звуковой волны. Чем выше частота, тем выше звук. В музыке используются звуки, основная частота которых 16-5000 Гц (колебаний в секунду).

Чтобы не привязываться к значению частоты звука, ввели такое понятие как нота. Нота – это графическое изображение музыкального звука.

Ряд звуков, находящихся между собой в определенных звуковых соотношениях, называется звукорядом, а каждый звук в отдельности — ступенью звукоряда. В музыке, как правило, используются 88 звуков, различаемых по высоте. Основным ступеням звукоряда присвоены семь самостоятельных названий-нот: До (C), Ре (D), Ми (E), Фа (F), Соль (G), Ля (A), Си (B). Эти семь основных звуков периодически повторяются, охватывая весь звукоряд. Это происходит потому что каждый восьмой звук повторяет первый, но на удвоенной частоте. Часть звукоряда, в состав которой входят все семь основных ступеней, называется октавой.

Каждая октава состоит из 12 звуков или 12 равных частей, интервал между которыми  называется полутоном. Такой строй называется темперированным.  Расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном.

Каждая основная ступень может быть повышена или понижена. Названия полученных производных ступеней происходят от основных. Повышение основной ступени на полтона называется диез (#), понижение — бемоль (Ь). Пример: Ля-диез (A#), Ми-бемоль (Eb).

В таблице указаны соответствия частот всем 12 звукам в каждой октаве.

Частота, Гц   Суб-контp- Контp- Большая Малая 1.00 2.00 3.00 4.00 5.00
Hота   октава октава октава октава октава октава октава октава октава
До C   32.70 65.41 130.82 261.63 523.25 1046.50 2093.00 4186.00
До-диез C#   34.65 69.30 138.59 277.18 554.36 1108.70 2217.40 4434.80
Ре D   36.95 73.91 147.83 293.66 587.32 1174.60 2349.20 4698.40
Ре-диез D#   38.88 77.78 155.56 311.13 622.26 1244.50 2489.00 4978.00
Ми E 20.61 41.21 82.41 164.81 329.63 659.26 1318.50 2637.00 5274.00
Фа F 21.82 43.65 87.31 174.62 349.23 698.46 1396.90 2793.80  
Фа-диез F# 23.12 46.25 92.50 185.00 369.99 739.98 1480.00 2960.00  
Соль G 24.50 49.00 98.00 196.00 392.00 784.00 1568.00 3136.00  
Соль-диез G# 25.95 51.90 103.80 207.00 415.30 830.60 1661.20 3332.40  
Ля A 27.50 55.00 110.00 220.00 440.00 880.00 1720.00 3440.00  
Ля-Диез A# 29.13 58.26 116.54 233.08 466.16 932.32 1864.60 3729.20  
Си B 30.87 61.74 123.48 246.96 493.88 987.75 1975.50 3951.00  

И, конечно, расположение нот на грифе гитары:
Ноты на грифе гитары
В стандартном строе, самая низкая нота это Ми большой октавы. После 12 лада, расположение нот повторяется. Все звуки на октаву выше.

Ритмика, метр, длительности нот

Звук, или будем говорить нота, как мы знаем имеет длительность звучания. Есть более долго звучащие ноты, а есть более короткие. В музыке длительность нот имеет не абсолютное значение, а относительное (привязанное к метру).
Длительности нот
Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей. Есть такое устройство, которое называется метроном. Суть его в том, что он просто тикает, через равные промежутки времени. Скорость тикания можно задать самому и она называется темпом. Один тик – это одна доля в метре. Измеряется темп в ударах в минуту (УВМ или BPM – beats per minute) Обычные часы, по сути, это частный случай метронома с фиксированной скоростью, которая составляет 60 тиков или ударов в минуту (потому что в минуте 60 секунд).

Сильная доля – это ударная доля или более громкая, по отношению к слабой. Чтобы понять какие доли сильные, а какие слабые, обратимся к примеру. Услышав любимую композицию, вам хочется топать ногой ей в такт. В тот момент, когда ваша нога ударяет по полу, говорят, что звучит сильная доля. А когда нога поднимается с пола, говорят, что звучит слабая. Считать можно 1-и-2-и-3-и-4-и. На цифру мы топаем – сильная доля, а на “и” поднимаем ногу – слабая доля. Самая сильная доля идет на первую цифру. Так мы плавно переходим к понятию музыкального такта.

Такт – отрезок музыкального произведения от одной самой сильной доли до следующей. В нотном письме и табулатуре обозначается вертикальной чертой.

Тактовый размер – цифры в виде дроби, которые показывают размер такта. Числитель указывает на количество долей в такте, а знаменатель на длительность этих долей. Самый популярный тактовый размер в современной музыке это 4/4 – четыре доли, каждая из которых это четверть ноты. Вальс, например, это 3/4 – три доли, каждая из которых четверть. 5/8 – пять долей, каждая из которых это восьмая доля ноты. Ну и так далее.
Такт

Интервалы

Интервал – это расстояние между двумя последовательно или одновременно звучащими звуками. Звуки, которые звучат последовательно, образуют мелодический интервал, а те, которые звучат одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук называют основанием интервала, а верхний – его вершиной.

Интервал имеет качественную и количественную характеристику. Качественная – это количество тонов и полутонов, составляющих интервал. Тогда как количественная характеристика – это количество ступеней, образующие интервал. Мелодические интервалы делятся на восходящие (второй звук выше, чем первый) и нисходящие (второй звук ниже, чем первый).

Интервалы разделяют на простые (в пределах одной октавы) и составные. Для названия интервалов используют числительные на латинском языке, которые обозначают какая по счету ступень будет вершиной интервала.

Простые интервалы

  • Прима
  • Секунда
  • Терция
  • Кварта
  • Квинта
  • Секста
  • Септима
  • Октава

Качественная величина, как мы уже говорили, говорит о количестве тонов и полутонов в интервале. Поэтому к названиям ступеней добавляют уточняющие слова.

Название Обозначение  Количество тонов
Чистая прима ч.1  0
Малая секунда м.2 0,5
Большая секунда б.2 1
Малая терция м.3 1,5
Большая терция б.3 2
Чистая кварта ч.4 2,5
Увеличенная кварта ув.4 3
Уменьшенная квинта ум.5 3
Чистая квинта ч.5 3,5
Малая секста м.6 4
Большая секста б.6 4,5
Малая септима м.7 5
Большая септима б.7 5,5
Чистая октава ч.8 6

Составные интервалы

Расстояние в составных интервалах больше октавы. Также как и простые, они могут быть малыми, большими, увеличенными или уменьшенными.

  • нона — 9, секунда через октаву;
  • децима — 10, терция через октаву;
  • ундецима — 11, кварта через октаву;
  • доудецима — 12, квинта через октаву;
  • терцдецима — 13, секста через октаву;
  • квартдецима — 14, септима через октаву;
  • квинтдецима — 15, октава через октаву.

Все интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонанс — это сливающееся звучание, диссонанс — резкое несливающееся звучание. Еще можно сказать, что консонанс – это когда “звучит”, а диссонанс “не звучит”.

Консонирующие интервалы:

  • чистая прима, чистая октава — весьма совершенный консонанс;
  • чистая кварта и квинта — совершенный консонанс;
  • терции и сексты — несовершенный консонанс.

Диссонирующие интервалы:

  • секунда;
  • септима;
  • увеличенная кварта или уменьшенная квинта (тритон, “нота дьявола”).

Хоть и диссонирующие интервалы дают очень резкое звучание, порой даже неприятное, они довольно часто могут использоваться в музыке. Дело в том, что в рамках композиции, такие интервалы могут быть очень даже к месту, тогда как отдельно в отрыве от контекста, совершенно звучать не будут. Диссонансы могут широко применяться в хеви-метале и других экстремальных направлениях музыки.

Лад и тональность

Лад – система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками. Проще говоря, это последовательность звуков, построенная по определенному закону. В настоящее время самыми популярными в музыке являются мажорный и минорный лады. Эти лады также называют диатоническими.

Мажорный лад – это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное или большое трезвучие. Простыми словами, он звучит весело, торжественно. Строится мажорный лад по следующей формуле:

б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2

тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

Мажорная гамма на грифе
Минорный лад – лад, устойчивые звуки которого образуют минорное или малое трезвучие. Минор звучит грустно, тревожно. Минорный лад строится по следующей формуле:

б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2

тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Минорная гамма на грифе
Тоники обозначены красными точками.

Кроме натурального минора, в музыке очень часто встречаются гармонический минор и чуть реже мелодический.

Гармонический минор отличается от натурального минора тем, что у него повышена седьмая ступень.
Гармонический минор на грифе
Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными шестой и седьмой ступенями при движении вверх, а при движении вниз он звучит как натуральный
Мелодический минор на грифе
Синие точки – повышенная седьмая ступень, зеленые точки – повышенная шестая и красные точки – тоника.

Диатонические лады состоят из 7 звуков, которые называют ступенями лада. Расположение звуков лада в порядке увеличения высоты называется гаммой. Ступени гаммы или лада имеют цифровое и словесное названия:

  • I ступень — тоника (Т);
  • II ступень — нисходящий вводный звук;
  • III ступень — медианта;
  • IV ступень — субдоминанта (S);
  • V ступень — доминанта (D);
  • VI ступень — субмедианта;
  • VII ступень — восходящий вводный звук.

Тоника, субдоминанта и доминанта (Т, S, D) называются главными ступенями лада. Первая, третья и пятая ступени лада являются устойчивыми и образуют тоническое трезвучие. Вторая, четвертая, шестая и седьмая ступени лада — неустойчивые. Неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым ступеням.

Высота, на которой расположен лад, называют тональностью. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику, и добавления слова, обозначающего лад. Например: До мажор, Фа минор и т. д.

Пентатоника

Отдельно хочу остановится на таком звукоряде, как пентатоника. В свое время, делая первые шаги в обучении игре на гитаре, я много слышал об этом звукоряде. Многие советовали начинать изучение именно с пентатоники ввиду ее простоты и распространенности.

Пентатоника – звукоряд, состоящий из пяти звуков, находящихся в пределах одной октавы, в котором отсутствуют полутоновые интервалы.

Чтобы получить пентатоническую гамму от определенной ноты, просто берем ее мажор или минор и выкидываем определенные ступени:

  • для мажорного лада выкидываем IV и VII ступени. Например, До-мажорная пентатоника C D E G A;
  • для минорного лада выкидываем II и VI ступени. Например, Ля-минорная пентатоника A C D E G;

И формулы для их построения:

  • мажорная пентатоника: б.2, б.2, м.3, б.2;
  • минорная пентатоника: м.3, б2, б.2, м.3.

Ми минорная пентатоника

Блюзовая гамма

Если в минорную пентатонику добавить еще одну ноту, отстоящую от тоники на уменьшенную квинту, то мы получим блюзовую гамму. А эта дополнительная ступень будет называться блюзовым тоном.
Блюзовая гамма на грифе
Синими точками обозначен блюзовый тон.

Про лады я, конечно, рассказал очень вкратце. Не стал говорить о всех натуральных ладах и откуда вообще взялись мажорный и минорный лады. Здесь только самые-самые основы, которые, по-моему мнению, гитарист знать просто обязан. Но тем не менее, исчерпывающую статью про натуральные лады, можно прочитать здесь: Натуральные лады.

Аккорды и трезвучия. Общие понятия

Аккорд – сочетание трех звуков и более, расположенных по определенным интервалам. Согласитесь, первое, что вы слышите, когда хотите освоить гитару, это аккорды. Что надо их учить и знать. Иначе играть нельзя. Да, безусловно, знать надо. Но в музыкальном мире десятки и сотни разных аккордов, как же все их запомнить и знать? На самом деле очень просто. Главное знать основные их виды и как их брать на гитаре. В этой статье я как раз и расскажу о теоретической части этой большой темы – что вообще такое аккорды и какие они существуют. Об аппликатурах, или о том как их брать на гитаре, смотрите в этой статье. Итак, поехали.

Виды аккордов

Аккорд это сочетание как минимум трех звуков. В зависимости от того, сколько звуков в аккорде и какие между ними интервалы, аккорды делятся на следующие виды:

  • аккорды терциевой структуры. В них интервалы между соседними звуками составляют терцию;
  • аккорды нетерциевой структуры. Интервалы между соседними звуками составляют кварту, квинту или секунду.

Рассмотрим аккорды терциевой структуры. В зависимости от количества звуков в аккорду, они подразделяются на следующие виды:

  1. Трезвучия. Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучие. Между соседними звуками интервал терция, между крайними чистая квинта (5).
  2. Септаккорд. Аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Между соседними звуками интервал терция, а между крайними септима (7).
  3. Нонаккорд. Аккорд, состоящий из пяти звуков, расположенных по терциям. Между соседними звуками интервал терция, а между крайними нона (9).

Перечисленные выше виды аккордов, являются основными в современной музыке. Этот ряд можно продолжить другими созвучиями, которые формируются по тому же принципу. К таким можно отнести ундецимаккорд (6 звуков по терциям), терцдецимаккорд (7 звуков по терциям), квинтдецимаккорд (8 звуков по терциям). Но применяются такие аккорды намного реже, и рассматриваться они в рамках данной статьи не будут.

Трезвучия. Виды трезвучий

Трезвучия бывают четырех видов:

  1. мажорное трезвучие, или большое, состоит из большой и малой терции б.3 + м.З – обозначение Б.53;
  2. минорное трезвучие, или малое, состоит из малой терции и большой м.З + б.З  – обозначение М.53;
  3. увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций б.З + б.З  – обозначение Ув.53;
  4. уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций м.З + м.З  – обозначение Ум.53.

Трезвучия
Обозначаются такие аккорды нотой, которая является тоникой трезвучия. Например, возьмем трезвучие с тоникой До (С):

  • Мажорный аккорд: C E G обозначается С;
  • Минорный аккорд: C D# G обозначается Cm;
  • Уменьшенный аккорд: С D# F# обозначается Cdim;
  • Увеличенный аккорд: C E G# обозначается Caug.

Трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях мажора и минора, называются главными трезвучиями и имеют свои самостоятельные названия:

  • трезвучие I ступени — тоническое (Т);
  • трезвучие IV ступени — субдоминантовое (S);
  • трезвучие V ступени — доминантовое (D).

В миноре трезвучия обозначаются маленькими буквами — t, s, d.

Септаккорды

Септаккорд состоит из 4-х нот, расположенных по терциям. Простыми словами, если добавить к трезвучию еще одну ноту через терцию, то мы и получим септаккорд. Основных видов септаккордов насчитывается 7:

  1. Большой мажорный септаккорд – большая септима + мажорное трезвучие в основании (Б.маж.7);
  2. Большой минорный септаккорд – большая септима + минорное трезвучие внизу (Б.мин.7);
  3. Малый мажорный септаккорд – малая септима + мажорное трезвучие в основе (М.маж.7) – доминантсептаккорд;
  4. Малый минорный септаккорд – малая септима +  минорное трезвучие (М.мин.7);
  5. Увеличенный септаккорд – малая септима + увеличенное трезвучие
  6. Полууменьшенный септаккорд – доминантсептаккорд с пониженной квинтой
  7. Уменьшенный септаккорд – большая секста + уменьшённое трезвучие (Ум.7).

Септаккорды
Для примера возьмем септаккорды от ноты Ми (E):

  • Большой мажорный септаккорд Emaj7;
  • Большой минорный септаккорд Em7+;
  • Малый мажорный септаккорд E7;
  • Малый минорный септаккорд Em7;
  • Увеличенный септаккорд E7+5;
  • Полууменьшенный септаккорд E7-5;
  • Уменьшенный септаккорд Edim7.

Подробнее о септаккордах читайте в статье Септаккорды. Теория и аппликатуры.

Другие виды аккордов

Пауер-аккорды (Power Chords)

На электрогитаре с сильным перегрузом, как правило, не играют полными аккордами, потому что получается очень грязный звук. Вместо них используют так называемые пауер-аккорды, которые состоят всего лишь из тоники и квинты и по сути аккордами и не являются (звуков менее трех). Они довольно мощно звучат на перегрузе и имеют очень простую аппликатуру. Обозначается цифрой 5, например E5, D5, A#5 и т. д.
Пауер аккорды

Suspended (задержанные) аккорды

Образуются путем замены терции на кварту (Sus4) или большую секунду (Sus2) от основного тона.
Задержанные аккорды


Вот в общем-то вкратце я и рассказал вам о самых основных аккордах, о которых нужно знать каждому гитаристу. Это конечно далеко не все аккорды, которые существуют в музыкальном мире. Опять же повторюсь, необязательно заучивать аппликатуру каждого, достаточно лишь знать их виды и принцип построения. Ну а аппликатуры я, как и обещал, дам в отдельном разделе. Успехов!

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *