Гитарные педали эффектов

Гитарные педали

Когда я в первый раз взял в руки электрогитару, подключил ее в усилитель, я очень удивился, почему я не услышал тот самый рычащий роковый звук. Вместо него из динамика раздавался чистейший, ничем не примечательный звук акустической гитары. На мою реакцию, мой товарищ ответил, что это ничем не обработанный чистый звук гитары, и чтобы получить тот самый звук, нужна педалька, т.к. в комбике у него только один чистый канал. Речь, конечно, шла о педали перегруза. На тот момент для меня это прям, стало откровением, т. к. я считал, что электрогитары по умолчанию дают перегруженный звук.

Какие бывают гитарные педали

Постепенно, вникая в мир гитарной музыки, я узнал, что существует множество различных эффектов для электрогитары. Не только перегруз, но и всякие эхо, квакушки и т.д. Эффекты привносят в звучание разнообразие, добавляют красок, они вообще способны кардинально поменять звук электрогитары. По типу исполнения, эффекты делятся на 2 вида: рэковые и напольные (педали).

Рэковые приборы изготавливаются преимущественно в формате 19’. Устанавливаются они в специальный шкаф, который называется «рэк» (Rack). Управление производится при помощи нескольких контроллеров посредством MIDI. Обычно рэковые приборы используют на студиях и на концертах.

Напольные приборы или гитарные примочки отличаются небольшими размерами. По сути это маленькая коробочка с крутилками, отвечающими за настройку звука. Каждая гитарная педаль эффектов автономна, для того чтобы поменять звучание, достаточно повернуть ручку регулятора. Педали являются наиболее распространенным и популярным конструктивным типом эффектов. Для включения/выключения нужно просто нажать на кнопку, грубо говоря, просто наступить на педаль.

Гитарные педали эффектов включаются в сигнальную цепь между гитарой и усилителем. При этом они специально выполнены так, чтобы обеспечить возможность построения цепи по модульному принципу. То есть, вы можете подключать педали в каком угодно количестве, и в каком угодно порядке, добиваясь нужного звука. Про то, как происходит подключение педалей эффектов к гитаре и усилителю, читайте здесь: Формирование звука электрогитары (Тракт).

Эффекты перегруза

Это самые распространенные и узнаваемые виды эффектов. Изначально, они появились, когда вход гитарного усилителя впервые стали перегружать. Перегруз искажает изначальный гитарный сигнал путем ограничения его по амплитуде, в результате чего достигается такое мощное рычащее звучание. Это именно те самые эффекты, которые придают гитаре рок звучание. По уровню перегруза делятся на 3 типа (от меньшего к большему):

  • Овердрайв (Overdrive)
  • Дисторшн (Distortion)
  • Фуз (Fuzz)

Овердрайв

Ibanez TubeScreamer
Овердрайв это самый мягкий перегруз. Звук насыщается теплыми гармониками и так кардинально не ограничивается по амплитуде, как при дисторшене. Полученный звук звучит тепло и объемно. Эффект широко используется в исполнении блюза и классического рока. Самый классический представитель овердрайвов это педаль Ibanez Tube Screamer. Также большую популярность нашли педали фирмы Boss – Boss SD1 и SD2 к примеру.

Дисторшн (Distortion)

Fultone OCD
Дисторшн уже имеет побольше рыка и мощи, что достигается более большим уровнем искажения. Звучание гитары при его использовании становится ярким, резким и пробивным Этот эффект широко применяется в металле, начиная от классического хэви метала и заканчивая экстремальными стилями типа Death и Black Metal.

Фуз (Fuzz)

Fuzz
И когда уровень искажений имеет очень большую степень, такой перегруз уже называют фуз. Эффект довольно специфический, не особо популярен в современной гитарной музыке.

Основные регуляторы гитарных педалей Distortion.

Самый минимум это три крутилки на педали:

  • Громкость (Volume). Отвечает за громкость выходного сигнала.
  • Гейн (Gain). Отвечает за уровень перегруза.
  • Тон (Tone). Регулятор баланса верхних и нижних частот.

На разных моделях могут быть еще дополнительные ручки. Например, вместо тона, многие производители на свои модели ставят отдельные ручки регулировки частот. То есть, по сути, ставят эквалайзер. Например, на педали Metal Zone от фирмы Boss, эквалайзер 5-ти полосный. Помимо стандартных НЧ, СЧ и ВЧ, вы даже можете отдельно настраивать верхние и нижние диапазоны средних частот.
Регуляторы Boss MT-2

Пространственные эффекты

Эти типы эффектов добавляют как бы глубину, пространство в ваш звук. К ним относят реверберацию и дилей.

Реверберация

Педаль реверберации
Реверберация добавляет эхо, будто вы сидите в большой комнате. Педали реверберации или просто ревербераторы дают возможность регулировать глубину или объем этой абстрактной комнаты. Основные регуляторы педали реверберации:

  • Объем комнаты (Time). Позволяет настраивать глубину эффекта. Короткое или длинное эхо.
  • Баланс между обработанным и сухим сигналом (Mix).
  • Громкость эффекта (Volume).

Дилей

Педаль Delay
Дилей технически подмешивает к основному сигналу его же повторы, что также дает эффект эха. Количество и частоту повторов можно регулировать. Обычно дилей применяется в соло на перегрузе, чтобы получить такой певучий космический звук. Благодаря ему, звучание становится более плотным. Педали задержки бывают аналоговые и цифровые. Основные регуляторы педали следующие:

  • Время задержки (Delay Time) – время между повторами.
  • Количество повторов сигнала (Feedback)
  • Громкость повторов или баланс (Level или Mix)
  • Громкость обработанного сигнала (Volume)

Фильтры

Квакушка Wah-Wah

Под таким общим названием находятся наверно вторые по популярности гитарные эффекты после дисторшена – квакушки (Wah-Wah). Квакушка представляет собой большую подвижную педаль. При нажатии на которую появляется тот самый квакающий звук. Принцип действия заключается в том, что когда вы на нее нажимаете, усиливается определенный диапазон частот, а когда отжимаете, наоборот ослабляется. Поэтому кваки и относят к фильтрам.
Dunlop Cry Baby
Педали эффектов для электрогитары бывают «ручного» и автоматического типа. Первой непосредственно управляет гитарист в реальном времени, вторая срабатывает в определенно заданных условиях автоматически. Срабатывание такого эффекта может определяться следующими факторами:

  • Время. Фильтр меняет частоты по истечению заданного интервала времени.
  • Динамика. Фильтр начинает работу, при изменении громкости исполняемой музыки.

Auto Wah
В современной музыке можно довольно часто на соло партиях услышать этот эффект, так как он дает много выразительности. Но главное не перебарщивать, как например Кирк Хэммет.

Тоновые эффекты

К числу тоновых эффектов относится эквалайзер. Он воздействует на тональные составляющие звука – частоты.

Графический эквалайзер

Эквалайзер
Эквалайзер позволяет настраивать окраску звучания гитары за счет усиления или ослабления определенных частот. Гитарные эквалайзеры, выполненные в формате педалей эффектов, разделяют сигнал на диапазоны частот, которые называются полосами (band). Количество полос в эквалайзере может быть разным, но обычно оно находится в диапазоне от 3 до 10. Для студийной записи и обработки звука нужны более серьезные эквалайзеры, с большим количеством полос. Каждой полосе соответствует определенный диапазон частот.

На панели графического эквалайзера располагаются ползунки, отвечающие за полосы. Каждая такая полоса фиксирована. После настройки эквалайзера, его ползунки напоминают график, поэтому эквалайзеры такого типа и назвали графическими. С помощью каждого ползунка можно повышать или понижать громкость сигнала в соответствующем диапазоне частот. Если ползунок находится по центру, уровень сигнала в ней не изменяется. Если опустить ползунок вниз от нейтрального положения, уровень в этой полосе частот снизится, а если поднять вверх – повысится.

Эффекты модуляции

Модуляционные эффекты могут кардинально изменить звук электрогитары, превратить звучание в какое-то космическое и потустороннее. К этому типа относятся следующие эффекты: хорус (chorus), фленджер (flanger), фэйзер (phase shifter), тремоло (tremolo) и питч-шифтер или октавер (pitch shifter).

Хорус (Chorus)

Analog Chorus
Хорус – это эффект, который  имитирует  исполнение одной и той же партии несколькими гитарами. Принцип действия в том, что сигнал гитары на входе разделяется на два канала, один канал не изменяется, а другой поступает на линию задержки переменной длительности. При выходе оба канала смешиваются определенными порциями. Звук получается такой легкий и воздушный, ощущение будто бы несколько гитар играет одновременно. Или же что-то похожее на 12-ти струнную гитару.

Фленжер (Flanger)

Flanger
Фленжеры могут создавать звучание, подобное хорусу. Для этого необходимо установить низкие значения частоты и глубины и среднее значение задержки. Но этим возможности фленжеров далеко не исчерпываются – при желании с их помощью можно создать “металлический” эффект с короткой задержкой или даже шумы, напоминающие рев самолета. Этот эффект как правило используют на перегрузе. Совместно с хорусом, фленжер включать не рекомендуется.

Фэйзер (Phaser)

Phaser Phase90
Принцип работы этого эффекта следующий: входной сигнал разделяется на два потока. Первый не трогается, а второй поступает на фильтр, который меняет фазы определенных частот на противоположные. Затем оба сигнала смешиваются и подаются на выход. Частоты, находящиеся в противофазе, гасят друг друга и образуются так называемые звуковые «ямы». В частотном спектре возникают максимумы и минимумы, а проявляются они на определённых частотах Также эти впадины перемещаются по спектру. Это главное отличие фэйзера от флэнжера (где воздействию подвержен весь частотный спектр). С помощью этого эффекта можно достигнуть неестественного «синтетического» звучания.

Тремоло (Tremolo)

Tremolo TR2
Тремоло – это быстрое и равномерное изменение громкости звука. Некоторые музыканты путают тремоло с вибрато (vibrato), сущность которого заключается в равномерном изменении высоты ноты, а не ее громкости. Работу тремоло можно сравнить с постоянным вращением ручки громкости усилителя  при  игре на гитаре. В результате чего звук становится прерывистым.

 Питч-шифтер или октавер (Pitch Shifter)

Pitch Shifter PitchFork
Эффект сдвига высоты изменяет высоту нот входящего сигнала (спасибо, кэп). Полученный сигнал смешивается с исходным, что дает новое гармоничное звучание, насыщенность которого определяется количеством голосов (voice), реализованных в эффекте. Бывают одноголосые и многоголосые питч-шифтеры.

Питч-шифтер имеет два основных параметра:

  • Высота (pitch). Высоту, на которую смещается исходный сигнал. На некоторых устройствах бывает две крутилки высоты. Одна для задания больших интервалов (обычно в полутонах), а другая – для тонкой настройки малых интервалов, измеряемых в сотых долях полутона. При использовании малых значений высоты сдвига можно получить звучание, подобное хорусу, а большие значения позволяют получить эффект многоголосой гармонии и звучания в октаву.
  • Баланс (mix). Определяет степень наложения исходного и смещенного сигнала.

Простейшие питч-шифтеры изменяют высоту на заранее заданный интервал. Если, например, вы установили сдвиг высоты на 2 тона (большая терция в музыкальной терминологии), каждая извлекаемая вами нота будет сопровождаться звучанием ноты, находящейся на 2 тона выше. Но если вы будете играть мажорную гамму, звучание некоторых дополнительных нот не будет гармонировать со звучанием гаммы, потому что интервал смещения фиксирован. А в гамме, как мы знаем, между ступенями бывает интервал и тон и полутон.

Интеллектуальные эффекты сдвига высоты позволяют задавать тональность и лад, таким образом процессор автоматически выполняет подстройку интервала.

Динамические гейновые эффекты

Динамические гейновые эффекты это компрессоры и гейты. Они реагируют на уровень сигнала в зависимости от громкости. Другими словами, эти эффекты обрабатывают сигнал зависимости от того, как громко или тихо вы играете.

Компрессор (Compressor)

Компрессор Boss CP-1X
Компрессор уменьшает различие между самыми тихими и самыми громкими звуками путем ослабления тех, уровень громкости которых превышает заданное пороговое значение. Выходной сигнал можно регулировать по громкости. То есть получается, компрессор сначала все громкие ноты делает тише до определенной громкости, потом весь сигнал делается громче. В результате более тихие ноты начинают звучать громче, а громкие остаются неизменными. Звуковая волна как бы “сплющивается”. Подробнее о том как работает компрессор читайте в статье “Компрессор. Принцип работы.”.

Компрессоры имеют следующие параметры:

  • Порог (threshold). Уровень сигнала, при достижении которого срабатывает компрессор. Сигналы, уровень которых ниже порогового, не обрабатываются.
  • Степень компрессии (ratio). Степень ослабления сигнала, уровень которого превысил пороговое значение.
  • Время атаки (attack). Время, по истечении которого срабатывает компрессор. Большое значение времени атаки позволяет пропустить без компрессии значительную часть начальной фазы звучания ноты, что в большинстве случаев желательно. Например, если задать маленькое время, то все пики в момент удара медиатором по струне (самая громкая часть ноты) будут сглажены и звук получится более “мыльным”.
  • Время затухания (release). Время, в течение которого компрессор продолжает работать после того, как уровень сигнала опустился ниже порогового значения.
  • Выходной уровень (output). Уровень громкости на выходе компрессора.

Гейт (Gate)

ISP Decimator Noise Gate
Гейты, так же как и компрессоры управляют уровнем сигнала. Но, в отличие от них, они не снижают динамический диапазон, а полностью подавляют любой сигнал, уровень которого ниже заданного порогового значения. Гейты часто называют “Нойз гейтами”, потому что в основном их используют, чтобы избавится от фона и шума. Выставляем порог чуть выше уровня фона и гейт не будет его пропускать. Главное не поставить его слишком высоким, иначе будут “съедаться” полезные слишком тихие ноты.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *