Кварто-квинтовый круг тональностей. Как пользоваться

Часы кварто-квинтовый круг

Не секрет, что гармония в музыке подчиняется своим законам и правилам. Для этого была придумана теория музыки. И в ней есть такая штука как кварто-квинтовый круг тональностей. Начинающие музыканты, а в частности и гитаристы, когда его видят в первый раз, совершенно не понимают зачем он нужен. По факту это очень полезная шпаргалка, которая может, к примеру, подсказать какой аккорд взять при сочинении музыки. Удобно не правда ли? А ведь это только одна из многих функций этой штуки.

Из чего состоит кварто-квинтовый круг

Как видно на рисунке, схема состоит из двух кругов, причем один находится внутри другого. Будем называть их внешним и внутренним. Оба они разделены на сектора, соответствующие тональностям. На внешнем круге располагаются мажорные тональности, а на внутреннем – минорные. Интервал между двумя соседними секторами составляет чистую квинту, если двигаемся по часовой стрелке. Если же против, то кварту. Например, между C и G квинта, но между G и C – кварта. Благодаря этому правилу круг и называется кварто-квинтовым.

Кварто-квинтовый круг тональностей

Как пользоваться квинтовым кругом

Разберемся сначала для чего нужен квинтовый круг.

  • Можно понять, какие аккорды будут хорошо звучать в определенной тональности. Например, вы сочиняете песню. Выбрали тональность Ре-минор. Чтобы придумать аккордовую последовательность, можно использовать квинтовый круг.
  • Узнать количество знаков (диезов и бемолей) в тональности, и, как следствие, быстро узнать ноты, входящие в эту тональность.
  • Понять, как можно гармонично из одной тональности перейти в другую (модуляция)
  • Быстро составлять аккорды
  • Увидеть параллельные тональности.

Для начинающего музыканта, круг является шпаргалкой при сочинении музыки. По нему очень легко ориентироваться, и он реально помогает в работе. Опытному музыканту данная шпаргалка уже не пригождается. Как правило, он уже знает ее наизусть.

Какой аккорд выбрать

По кругу можно увидеть какие аккорды входят в определенную тональность. Это обязательно нужно знать при сочинении аккордовой последовательности. Другими словами, здесь круг решает такую задачу для музыканта – какой аккорд взять.

Помним, что тональность состоит из 7 ступеней. И 6 из них находятся вокруг тонического (основного аккорда). Возьмем тональность до-мажор (C). Рядом с ней на круге располагаются такие аккорды как F, G, Am, Em, Dm. В до-мажор также входит уменьшенный аккорд Bdim. В итоге аккорды, которые будут входить в тональность расположены вокруг основного по ступеням. Схема показана на рисунке ниже.

Мажор и минор на квинтовом круге

То же самое работает и с минорными аккордами. Но расположение ступеней, конечно же, другое.

Транспонирование аккордов

Что делать, если композиция написана в тональности, в которой исполнителю трудно петь? Ответ – транспонировать. С помощью данного приема, можно перевести песню из одной тональности в другую, тем самым понизив ее, либо повысив. Возникает другой вопрос, какие тогда аккорды играть. И тут на помощь снова приходит кварто-квинтовый круг тональностей.

Для того чтобы транспонировать песню с помощью круга, необходимо сначала расписать гармоническую последовательность по ступеням. Например, аккорды меняются так: C, F, Am, G, то есть по ступеням I, IV, VI, V. Транспонирование в тональность D, делает тоникой аккорд D. И по тем же ступеням строится аккордовая последовательность, но уже в новой тональности: D, G, Bm, A. Номера ступеней вокруг тонического аккорда на квинтовом круге показаны на схемах выше. Желтым закрашены аккорды в составе тональности до-мажор. Голубым в тональности до-минор. Номера ступеней мажора и минора также приведены на схеме.

Как составить аккорд

Как уже было написано ранее, по квинтовому кругу можно узнать номер ступени заданной тональности. Эти же номера соответствуют номерам ступеней гаммы. То есть, если взять гамму C, то можно сказать, что нота G это чистая квинта, а нота F это кварта по отношению к тонике C. Зная это, а также зная формулы аккордов, можно легко и просто их составить. Ниже приведены схемы составления мажорных и минорных аккордов, а также септаккордов. Мажор и минор это “галочки”, а септаккорды к этим галочкам подставляют еще одну ступень. Просто запомните схему и быстро собрать аккорд не составит труда!

Составляем аккорды по квинтовому кругу

Знаки в тональностях

Самая простая гамма это до-мажор (C) благодаря тому, что ни одна ее ступень не имеет диезов или бемолей (знаков). Параллельный до мажору ля минор также не имеет на борту ни одного знака, потому что входящие ноты те же самые. Но вот с другими гаммами дела обстоят иначе. Кварто-квинтовый круг может подсказать сколько диезов/бемолей имеет та или иная тональность. Все подчиняется простому правилу, схема которого приведена на рисунке ниже.

Количество знаков в тональности

Зачем нужно знать кол-во знаков в гамме? По большому счету незачем. Но, с помощью этой информации можно легко запомнить наизусть входящие ноты в каждую гамму. А это уже полезное практическое знание для аранжировщика и музыканта.

Переход из одной тональности в другую

В современной музыке нередко используется такой прием как модуляция. По своей сути это обычная смена тональности. Но на практике сделать такое не всегда просто. Если просто сходу “влететь” в другой аккорд, то на слух это будет не совсем гармонично. Будет казаться, что резко и неблагозвучно что-то поменялось. С помощью кварто-квинтового круга можно понять какие аккорды использовать в качестве переходных.

Как известно, аккорды на кругах расположены по чистым квинтам (в правую сторону) и по квартам (в левую). Пусть основная тональность песни это до-мажор (C), и стоит задача перейти в ля-мажор (A). На круге между этими аккордами расположены G и D. Таким образом, можно после очередного квадрата (4 такта) в тональности C, сыграть аккорд G, после него D и затем уже A. И чтобы ушам окончательно привыкнуть к новой тональности, обыгрываем 4 такта в ля-мажоре.

Вся соль заключается в движении по чистым квинтам – совершенным консонансам. Это значит, что играя данные аккорды последовательно, гармония будет звучать максимально совершенно и ненапряжно для слуха. Поэтому квинты так удобны для модуляций.

Заключение

Безусловно, кварто-квинтовый круг является отличной шпаргалкой при сочинении музыки и аранжировке. С его помощью можно понять какие аккорды будут звучать хорошо, а какие не очень, как сделать модуляцию и как вообще эти аккорды составлять. Но для опытного музыканта данная шпаргалка, как правило, уже не нужна. И дело не в том, что для него она не работает. Просто за долгие годы написания музыки, он выучил ее вдоль и поперек.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *