Натуральные лады в музыке

В статье об основах теории музыки мы познакомились с понятием лада и тональности. Узнали, что такое звукоряд и гамма, рассмотрели два самых распространенных лада: мажорный и минорный. В этой статье речь пойдет о других разновидностях ладов, также применяемых в современной музыке. Они имеют свои отличительные черты и нюансы звучания.

Виды натуральных ладов

Натуральный (диатонический) лад – это семиступенный звукоряд, имеющий структуру мажорной гаммы, тоникой которого является одна из ее ступеней.

Теперь разберемся, что это значит. За основу основ возьмем мажорную гамму. Напомню ее формулу: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Для удобства возьмем тональность До мажор (C). Гамма будет выглядеть следующим образом: C D E F G A B. Теперь, если принимать поочередно за тонику каждую ступень этой гаммы, мы получим эти самые натуральные лады:

  1. C D E F G A B – ионийский лад или натуральный мажор;
  2. D E F G A B C – дорийский лад;
  3. E F G A B C D – фригийский лад;
  4. F G A B C D E – лидийский лад;
  5. G A B C D E F – миксолидийский лад;
  6. A B C D E F G – эолийский лад или натуральный минор;
  7. B C D E F G A – локрийский лад.

Формулы этих ладов приведем в таблице:

Название лада Формула
Ионийский б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2
Дорийский б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2, б.2
Фригийский м.2, б.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2
Лидийский б.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, м.2
Миксолидийский б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2
Эолийский б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2
Локрийский м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2

Все эти лады по характеру звучания будут являться либо мажорными либо минорными, кроме локрийского лада. Если основа лада – мажорное трезвучие, то лад будет мажорным, а если минорное, то минорным. Исключение – локрийский лад, в основе которого лежит уменьшенное трезвучие.

Аппликатуры всех натуральных ладов на грифе гитары представлены на рисунке. Сверху располагаются мажорные лады, а снизу минорные. А локрийский стоит отдельно.
Аппликатуры натуральных ладов

Характерные ступени

Давайте же теперь разберемся, какие именно ноты придают тому или иному ладу свое характерное и узнаваемое звучание. Для каждого лада эти ноты свои. Начнем, пожалуй, с мажорных. Приведенные ниже производные, отличаются от натурального мажора всего одной ступенью, которая и будет характерной.

Мажорные лады:

  • Лидийский мажор – лидийская кварта или четвертая повышенная ступень;
  • Миксолидийский мажор – миксолидийская септима или седьмая пониженная ступень.

Минорные лады:

  • Дорийский минор – дорийская секста (вторая ступень, повышенная относительно эолийского);
  • Фригийский минор – фригийская секунда (вторая ступень, пониженная относительно эолийского).

Ну а для локрийского лада, главная “фишка” это уменьшенное трезвучие в основе.

Параллельные тональности

Вы наверно уже заметили, что примеры диатонических ладов, указанные в начале статьи, все имеют одинаковый набор нот, только меняется тоника. Если взять какой-либо мажорный лад, то ему будет соответствовать минорный с таким же набором звуков. Такие тональности называются параллельными.

Параллельные тональности – парные тональности мажора и минора, имеющие одинаковый набор нот.

Чтобы определить какая тональность будет параллельной для мажора, нужно отсчитать от ее тоники малую терцию вниз (или 3 лада влево).

  • Эолийский параллелен ионийскому;
  • лидийский – дорийскому;
  • фригийский – миксолидийскому.

Список параллельных тональностей

  • C – Am
  • C# – A#m
  • D – Bm
  • D# – Cm
  • E – C#m
  • F – Dm
  • F# – D#m
  • G – Em
  • G# – Fm
  • A – F#m
  • A# – Gm
  • B – G#m

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *