Постановка правой руки на гитаре. Правила и рекомендации

Правая рука на гитаре

Правильная постановка правой руки при игре на гитаре на первых шагах обучения помогает быстрее освоиться с инструментом, а в дальнейшем – легче разучивать сложные произведения. От того, насколько правильно гитарист использует свою правую руку зависит скорость его прогресса как опытного музыканта. Это основа техники.

В классической гитаре правая рука максимально влияет на качество звукоизвлечения и исполнения некоторых техник. Не поставленная правая рука может приводить к травмам, а в далекой перспективе и к заболеваниям. Поэтому необходимо со всей серьезностью относиться к этому кажущемуся малозначимым моменту обучения. Обратите внимание, что перед тем как ставить руки, вам необходимо правильно сесть с гитарой. Ваша посадка не должна приносить дискомфорт и зажатость.

Общие правила постановки правой руки

Первое, на что стоит обратить внимание – насколько расслаблена ваша правая рука. Научиться следить за собственными ощущениями можно еще до того, как вы возьмете в руки инструмент. Сядьте на стул со спинкой или диван. Максимально расслабьте руку – пусть она свободно обвиснет. Поза должна при этом оставаться естественной, а в мышцах отсутствовать напряжение. Плечо правой руки при этом не должно никуда сдвигаться ни в одной из плоскостей. Кисть не выгибается и остается на одной линии со всей рукой. То же касается и пальцев, которые слегка сгибаются, создавая подобие расслабленного замка.

Расслабленная посадка с гитарой

Это состояние надо запомнить. Теперь, взяв в руки гитару, положите предплечье правой руки на деку и пройдитесь несколько раз по струнам размашистыми движениями кисти. Проследите за плечом – оно должно быть расслабленным во время таких движений и оставаться на месте. Если плечо будет “бегать” за рукой, это приведет к утомлению как самой руки, так и спины.

Бой на гитаре

Теперь снова сделайте несколько таких же маховых движений и проследите за локтем. Он тоже должен оставаться на месте, насколько это возможно. Никакой игры от локтя быть не должно – никаких лишних движений. Иначе локоть тоже устанет, а при долгой игре в нем даже могут появиться болевые ощущения. При правильной постановке руки гитарист играет кистью и предплечьем, плечо расслаблено, и ни оно, ни локоть не совершают лишних движений (насколько это вообще возможно с учетом того, что напрягать их, чтобы удержать в исходной позиции, также нельзя).

Касательно пальцев в классической гитаре правая рука в нейтральной позиции опирается на большой. Он ложится на 6 или 5 струну и на него “переходит” тяжесть с предплечья. Указательный прижимается снизу к третьей струне, средний ко второй, и безымянный к первой. Мизинец остается сам по себе. Средний, безымянный и указательный располагаются почти под прямым углом к струнам.

Перебор пальцами правой руки

Все вместе 4 пальца образуют полукруг. Такое положение кисти на струнах подходит не только для игры классических произведений, но и для гитарного боя. Большой палец при этом располагается немного ближе к грифу, чем указательный. Ладонь остается параллельной гитарной деке и это должно быть видно при вытягивании пальцев – не должно образовываться наклона под углом. Запястье никуда не выгибается – сверху глазами гитариста кисть или параллельна, или немного выгнута от инструмента. На деку опирать запястье нельзя.

Перебор пальцами правой руки

При всех этих рекомендациях важнее всего следовать главному правилу – никакого напряжения в правой руке. В противном случае гарантирована мышечная усталость, что приведет к исчезновению желания учиться играть.

Постановка правой руки для разных типов гитар

Правая рука на акустической гитаре (игра перебором)

При “переборе” на акустической гитаре пальцы кладутся на струны в таком порядке: большой палец играет на шестой (басовой), пятой или четвертой струне. Указательному предлагается отвечать за игру на третьей струне, среднему – на второй, безымянному на самой высокой, первой.

Правая рука на классической гитаре

Правила постановки правой руки для классической гитары совпадают с общими. Стоит лишь добавить, что для правильной постановки кисти можно представить, будто в руке находится маленький мячик или небольшое яблоко. Среди распространенных ошибок: изгиб запястья в разные стороны, слишком близкое расположение ладони к струнам, развороты ладони в разные стороны, указательный, средний и безымянный пальцы согнутые в ладонь или вытянутые вперед дальше большого пальца.

Правая рука на классической гитаре

Игра медиатором

Как держать медиатор подробно описано ниже для электрогитары. На классической и акустической гитарах при игре медиатором правая рука держится свободное – главное, чтобы играющему было комфортно. Сам медиатор между пальцами располагается или перпендикулярно деке, или немного под углом к ней. Рука может опираться на подставку или просто свободно двигаться без опоры (ключевую роль играет ритмический рисунок).

Как держать медиатор

Игра пальцами боем

В этому случае действуют 2 правила: традиционное – рука должна быть расслаблена, а кисть свободна, дополнительное – держите пальцы в 2-4 см от струн, чтобы они не “врезались” в них во время игры. В остальном – сжатие и разжимание пальцев происходит соответственно выбранному виду боя и произведению.

Правая рука на электрогитаре

Так как на электрогитаре играют преимущественно медиатором, то здесь действуют некоторые особенные правила. Постановка кисти и пальцев аналогична той, которая используется на классической гитаре, отличается только сомкнутыми большим и указательным (во второй фаланге под прямым углом) пальцами.

Правая рука на электрогитаре

Должен получиться своеобразный квадрат, в левый нижний угол которого и помещается медиатор. Первая фаланга указательного пальца прижимается к медиатору боком, в то время как большой – всей подушечкой. Ребро ладони правой руки должно быть параллельно плоскости всех 6 струн и перпендикулярно их направлению.

Главное при работе медиатором – полная расслабленность кисти и ее независимость от предплечья (но при ударах медиатором по вышележащим струнам задействуются локтевой и плечевой суставы). Движения должны напомнить удары хлыста. Головка лучевой кости предплечья должна быть направлена вертикально вверх, а плоскость медиатора как бы “рассекать” предплечье до локтя.

Плечо и запястье при игре медиатором

Движение кисти с медиатором – это вращательные движения с легкой добавкой взмахов кистью. Углы наклона траектории медиатора: к направлению струн – приблизительно 45 градусов, к деке – 70.

Правая рука на бас гитаре

Каких-то особых рецептов нет. Большой палец играет 4-ю струну, указательный – вторую, средний – третью, безымянный – четвертую, но не всегда. Правила постановки кисти аналогичны представленным в предыдущих разделах статьи.

Правая рука на бас гитаре

Ставьте правую руку с самого начала правильно и доведите переход в это положение до автоматизма, чтобы в будущем не возникало потребности в переучивании и торможении прогресса.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *