Примочки и педали для бас гитары
В мире музыки довольно много различных устройств, которые улучшают звучание инструмента. Однако мало кто из музыкантов действительно хорошо разбирается во всём этом многообразии примочек. В этой статье речь пойдёт об основных примочках для бас гитары, которые смогут не только улучшить звучание инструмента, но и придать звуку что-то необычное.
Гитарные педали для баса
Педаль для бас гитары также известная, как педаль эффекта – это небольшая коробочка с кнопкой и несколькими механическими переключателями. Во время концерта она стоит на полу. Музыкант нажимает на педаль, чтобы добиться определённого эффекта.
Чистый звук сейчас практически не используется в серьёзных концертах и группах, поэтому, если хотите добиться успеха в электронной музыке, придётся потратиться на педаль эффектов. Всего существует три вида этих примочек, подробнее о каждой поговорим ниже.
Устройство для одного эффекта
Представляет собой небольшую педаль с тремя-четырьмя механическими переключателями. Такая педаль нужна, чтобы создать только один эффект звучания. Обладает хорошим качеством и выдают аналоговый звук на выходе. Кроме того, такие педали обычно стоят гораздо дешевле полноценных процессоров. Главный недостаток – сложно объединить несколько педалей.
Процессор
Следующая примочка – процессор для бас гитары. Он представляет собой несколько эффектов, объединённых в одной коробке. Здесь можно полноценно настраивать звуковые эффекты, получая разный результат. Корпус обычно представляет собой небольшую коробочку с несколькими педалями и большим количеством кнопок. Главный недостаток – это высокая цена. Большинство приборов стоят от 10 тыс. рублей, что довольно много для начинающих музыкантов. Также процессор выдаёт цифровой звук.
Ещё существуют рэковые процессоры. Это довольно дорогие устройства, которые нужны для работы в студии.
Педали эффектов для бас гитары
В этом разделе разберём отдельные эффекты для бас гитары, которые можно встретить на полках магазинов.
Дисторшн и овердрайв
Эти два эффекта относятся к синтезирующим. Бас дисторшн нужен, чтобы добавить звуку немного высоких частот. Эффект довольно легко узнать по характерному резкому рёву гитары. Также с помощью него можно добиться хорошего звучания. Лучше всего попробовать несколько дисторшенов, чтобы определиться с тем, который нужен именно вам.
Подвид дисторшена называется овердрайвом. Этот эффект уменьшает амплитуду гитары, создавая более мягкое звучание. При этом звуковая волна не обрезается грубо, как это делает обычный дисторшен, а создаёт на верхушке синусоиды плавный переход.
Компрессор и лимитер
Такие эффекты называются динамическими, так как они воздействуют на громкость и резкость звука. Пожалуй, самое простое устройство для работы с динамикой – это регулятор громкости. Компрессор – это тоже регулятор громкости, но более сложный. Он как бы сжимает волну, убавляя звучание громких нот и прибавляя тихие. Это позволяет не только защитить слушателя от резких скачков громкости, но и сделать переходы между нотами плавными.
Лимитер – это, по сути, аналог компрессора. Он ищет самые громкие ноты и уменьшает их звучание. Часто используется в поп-роке и слэпе.
Модуляция
Здесь много разных эффектов, мы рассмотрим только два основных, которые основываются на задержке времени.
Дилей – эффект, который создаёт несколько затухающих копий сигнала. Это довольно необычный модуль. Копируя основной звук с задержкой во времени и уменьшая его громкость, он создаёт эффект плавного затухания.
Следующий эффект – хорус. Всё, что делает хорус, это копирование звука со сдвигом на несколько мс. Благодаря этому, получается создать впечатление, что одновременно играет несколько музыкантов.
Эквалайзер
Это довольно сложный эффект. Чтобы научиться работать с ним, придётся потратить много времени. Эквалайзер представляет собой спектр частот, в который разложили звук. Частоты самых громких звуков располагаю обычно справа, а самых тихих – слева. По количеству частот можно определить тон и тембр звука.
Существует несколько типов эквалайзера. Самый распространённый – это двухполосной. Такое устройство содержит в себе два механических регулятора, которые позволяют изменять верхние и нижние частоты. Более продвинутые эквалайзеры содержат по 3 и больше регуляторов. Чем их больше, тем лучшее звучание можно получить в конечном итоге.
Wah или квакушка
Небольшой инструмент, который изменяет тембр звука. Wah берёт центральную частоту и изменяет её в соответствии с заданными настройками.
Преампы и предусилители для баса
Преамп для бас гитары – это специальное устройство, которое увеличивает мощность звука до того, как он попадёт на линейный усилитель. Преампы бывают двух видов:
- Чистые – механизмы, которые изменяют только уровни звука.
- Окрашивающие – изменяют не только уровень, но и сам звук. Такие преампы могут добавлять различные оттенки звучания в мелодию.
Большинство старых преампов работают за счёт ламп. Такие усилители немного искажают звук, придавая ему различные звуковые эффекты. С помощью них, можно добиться более тёплого звучания. Транзисторные встречаются немного чаще за счёт более чистого звука, который можно получить на выходе. Также в современной электронной музыке часто применяют гибридные преампы. Они сочетают в себе транзисторы и лампы.
По своей конструкции преимп бывает разный. Чаще всего встречаются усилители в виде педалей для бас гитары, но иногда механизм бывает установлен в линейный усилитель мощности.
Басовые процессоры
Про басовые процессоры уже было написано выше. По сути, это устройство, которое содержит в одном корпусе сразу несколько разных эффектов. Здесь устанавливают эквалайзер, преамп и несколько дополнительных эффектов.
Хороший процессор может обеспечить качественный звук, хотя некоторые опытные гитаристы критикуют подобные устройства за цифровую обработку и низкое качество звука. Однако такие претензии справедливы только к дешёвым процессорам. Хорошие устройства, цена на которые начинается всего с 5000 рублей, могут обеспечить качественный звук.
К основным преимуществам бас процессоров можно отнести следующее:
- Экономия места. Опытные гитаристы часто таскают с собой на репетиции по 6-7 эффектов. По отдельности они занимают немного места, но вместе могут составить непосильную ношу. Кроме того, всё это оборудование нужно где-то хранить. Процессор отлично подходи для экономии места.
- Экономия денег. Тот же самый аргумент может связать и с деньгами. Каждый эффект стоит по несколько тысяч рублей. Даже покупка 5-6 педалей сильно скажется на бюджете начинающего музыканта. В то время как процессор предоставляет всю функциональность буквально по цене одной педали. Конечно, вы получите не самый качественный звук, но для начала работы этого вполне хватит.
Как подключать педали эффектов. Схема
Существует две основных схемы подключения. Первая подразумевает прямой порядок подключения: гитара-провод-педаль эффекта-провод-другая педаль-провод-усилитель.
При этом у вас может быть разное количество педалей. Главное, чтобы они все соединялись между собой гитарным проводом.
Другой вариант цепи называется петля. Её схема отличается от прямой тем, что некоторые эффекты располагаются после преампа.
Также важно ставить элементы в правильном порядке. Чаще всего, первый в схеме идёт ди-бокс, дальше – компрессор, модулятор и синтезатор. Что касается эквалайзера, то его можно ставить в самое начало или конец.
Как видите, педали эффектов – это довольно полезные вещи для каждого бас гитариста. Они помогают делать звук гораздо лучше. Однако для работы с ними вам также понадобятся гитарные провода, которые нужны для соединения элементов между собой.