Натуральные лады в музыке
В статье об основах теории музыки мы познакомились с понятием лада и тональности. Узнали, что такое звукоряд и гамма, рассмотрели два самых распространенных лада: мажорный и минорный. В этой статье речь пойдет о других разновидностях ладов, также применяемых в современной музыке. Они имеют свои отличительные черты и нюансы звучания.
Виды натуральных ладов
Натуральный (диатонический) лад – это семиступенный звукоряд, имеющий структуру мажорной гаммы, тоникой которого является одна из ее ступеней.
Теперь разберемся, что это значит. За основу основ возьмем мажорную гамму. Напомню ее формулу: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Для удобства возьмем тональность До мажор (C). Гамма будет выглядеть следующим образом: C D E F G A B. Теперь, если принимать поочередно за тонику каждую ступень этой гаммы, мы получим эти самые натуральные лады:
- C D E F G A B – ионийский лад или натуральный мажор;
- D E F G A B C – дорийский лад;
- E F G A B C D – фригийский лад;
- F G A B C D E – лидийский лад;
- G A B C D E F – миксолидийский лад;
- A B C D E F G – эолийский лад или натуральный минор;
- B C D E F G A – локрийский лад.
Формулы этих ладов приведем в таблице:
Название лада | Формула |
Ионийский | б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 |
Дорийский | б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2, б.2 |
Фригийский | м.2, б.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2 |
Лидийский | б.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, м.2 |
Миксолидийский | б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2 |
Эолийский | б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2 |
Локрийский | м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2 |
Все эти лады по характеру звучания будут являться либо мажорными либо минорными, кроме локрийского лада. Если основа лада – мажорное трезвучие, то лад будет мажорным, а если минорное, то минорным. Исключение – локрийский лад, в основе которого лежит уменьшенное трезвучие.
Аппликатуры всех натуральных ладов на грифе гитары представлены на рисунке. Сверху располагаются мажорные лады, а снизу минорные. А локрийский стоит отдельно.
Характерные ступени
Давайте же теперь разберемся, какие именно ноты придают тому или иному ладу свое характерное и узнаваемое звучание. Для каждого лада эти ноты свои. Начнем, пожалуй, с мажорных. Приведенные ниже производные, отличаются от натурального мажора всего одной ступенью, которая и будет характерной.
Мажорные лады:
- Лидийский мажор – лидийская кварта или четвертая повышенная ступень;
- Миксолидийский мажор – миксолидийская септима или седьмая пониженная ступень.
Минорные лады:
- Дорийский минор – дорийская секста (вторая ступень, повышенная относительно эолийского);
- Фригийский минор – фригийская секунда (вторая ступень, пониженная относительно эолийского).
Ну а для локрийского лада, главная “фишка” это уменьшенное трезвучие в основе.
Параллельные тональности
Вы наверно уже заметили, что примеры диатонических ладов, указанные в начале статьи, все имеют одинаковый набор нот, только меняется тоника. Если взять какой-либо мажорный лад, то ему будет соответствовать минорный с таким же набором звуков. Такие тональности называются параллельными.
Параллельные тональности – парные тональности мажора и минора, имеющие одинаковый набор нот.
Чтобы определить какая тональность будет параллельной для мажора, нужно отсчитать от ее тоники малую терцию вниз (или 3 лада влево).
- Эолийский параллелен ионийскому;
- лидийский – дорийскому;
- фригийский – миксолидийскому.
Список параллельных тональностей
- C – Am
- C# – A#m
- D – Bm
- D# – Cm
- E – C#m
- F – Dm
- F# – D#m
- G – Em
- G# – Fm
- A – F#m
- A# – Gm
- B – G#m